Положение о классном руководстве

Положение о классном руководстве
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (в
ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 14 года № 1643); Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598; Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред.
приказа Минобрнауки России от 29 декабря 14 года № 1644); Федеральным государственным
образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (в ред.
приказа Минобрнауки России от 29 декабря 14 года № 1645), инструктивно – методическими
документами Министерства образования и науки РФ об организации воспитательной работы в
общеобразовательных учреждениях и деятельности классного руководителя, Уставом МАОУ
«Средняя общеобразовательная школа №17» (далее - школа) и регламентирует работу классного
руководителя.
1.2. Классное руководство - профессиональная деятельность педагога, направленная на
организацию систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности
классного коллектива, создание условий для индивидуального самовыражения и развития
личности обучающихся.
1.3. В своей деятельности классный руководитель руководствуется положениями Конституции
РФ, Конвенции о правах ребенка, законодательства РФ о правах ребенка и их гарантиях,
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Семейным кодексом РФ,
Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних», Федеральными государственными образовательными стандартами
начального, основного общего и среднего общего образования (далее - ФГОС НОО, ФГОС
ООО, ФГОС СОО), нормами Устава школы и настоящего Положения.
1.4. Деятельность классного руководителя основывается на принципах демократии, гуманизма,
приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, гражданственности,
свободного развития личности.
1.5. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности приказом
директора школы по согласованию с педагогическим работником. Непосредственное руководство
и координацию работы классных руководителей осуществляет заместитель директора школы по
воспитательной работе.
1.6. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его
обязанности возлагаются на других педагогических сотрудников, не имеющих классного
руководства. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании
приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.7. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с
администрацией школы, органами школьного и классного ученического самоуправления,
родителями (законными представителям) обучающихся, Советом родителей обучающихся,
педагогом-психологом, социальным педагогом, педагогами дополнительного образования, Советом
профилактики, социальными партнерами школы по организации внеурочной деятельности

обучающихся, представителями правоохранительных органов, органов социальной защиты,
защиты прав несовершеннолетних и т.д.
1.8. Требования к уровню профессиональной подготовки классного руководителя:

знания и умения по общей и социальной педагогике; общей, социальной и возрастной
психологии;

знание теоретических основ воспитания, владение технологиями воспитательного
воздействия на личность;

знание индивидуальных и возрастных особенностей детей и подростков;

владение эффективными методами изучения (диагностики) отдельной личности и
группы;

знание основ физиологии, школьной гигиены;

знание законодательных актов, постановлений и решений правительства и других
государственных органов по вопросам обучения и воспитания обучающихся, Конвенции о
правах ребенка, основ трудового законодательства;

знание инструктивно-методических документов, методических рекомендаций по
организации воспитательного процесса, основных направлений и перспектив развития
образования и педагогической практики;

способность к самоанализу, самодиагностике, прогнозированию, программированию,
коррекции, самоконтролю;

наличие организаторских умений и навыков;

наличие коммуникативных способностей;

высокий уровень духовно- нравственной культуры.
2. Цели и задачи деятельности классного руководителя
2.1 Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый
процесс, строящийся на основе анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных
тенденций общественной жизни, личностно - ориентированного подхода к обучающимся с
учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в
коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
2.2.Цель: создание условий для саморазвития и самореализации обучающихся, их успешной
социализации в обществе.
2.3.Задачи:

формирование и развитие коллектива класса;

создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности,
самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его
потенциальных способностей;

формирование здорового образа жизни;

организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива класса;

организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности, вовлекающей
обучающихся в общественно- ценностные социализирующие отношения, способствующие их
сплочению и положительному взаимовлиянию;

гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и
педагогическими работниками;

защита прав и интересов обучающихся;

диагностика, регулирование и коррекция личностного развития обучающихся.

3. Функции классного руководителя
Основными функциями классного руководителя являются:
3.1. Аналитико-прогностическая функция (совместно с медицинской и психологопедагогической службами школы), выражающаяся в:

изучении индивидуальных особенностей, обучающихся;

выявлении специфики и определении динамики развития классного коллектива;

изучении и анализе состояния и условий семейного воспитания каждого ребенка;

изучении и анализе влияния школьной среды и малого социума на обучающихся класса;

прогнозировании уровней воспитанности, личностного развития обучающихся и этапов
формирования классного коллектива;

прогнозировании результатов воспитательной деятельности;

построении модели воспитания в классе, соответствующей воспитательной системе
школы в целом;

предвидении последствий, складывающихся в классном коллективе отношений.
3.2. Организационно-координирующая функция, выражающаяся в:

координации учебной деятельности каждого обучающегося и всего класса в целом
(пропуски уроков, выявление их причин, принятие мер по предупреждению пропусков уроков
по неуважительной причине, мониторинг усвоения учебного материала, анализ результатов
промежуточной и итоговой государственной аттестации совместно с учителями –
предметниками, Всероссийских проверочных работ);

координации формирования классного коллектива, организации и стимулировании
разнообразных видов деятельности обучающихся в классном коллективе: оказание помощи и
организация сотрудничества в планировании общественно значимой деятельности
обучающихся, организация деятельности органов ученического самоуправления;

организации, координации питания обучающихся в школьной столовой в соответствии с
Положением о питании обучающихся в МАОУ СОШ №17;

организации взаимодействия деятельности с администрацией школы, учителями предметниками, педагогом – психологом, педагогами дополнительного образования,
библиотекарем, медицинским работником школы, семьей. Выполнение роли посредника между
личностью ребенка и всеми социальными институтами, в том числе с Комиссией по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в разрешении
личностных кризисов обучающихся;

содействии в организации внеурочной деятельности обучающихся, в т.ч. в участии
обучающихся класса в олимпиадах, конкурсах, в получении дополнительного образования
посредствам включения их в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции,
клубы, НОУ) как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования;

участии в работе педагогических и методических советов, методического объединения
классных руководителей, административных совещаниях, Совета профилактики;

координации выбора форм и методов организации индивидуальной и групповой
внеурочной деятельности, организации участия класса в общешкольных мероприятиях во
внеучебное и каникулярное время;

организации работы по повышению педагогической и психологической культуры
родителей через проведение тематических родительских собраний, совместную деятельность,
привлечение родителей к участию в образовательном деятельности;

заботе о физическом и психическом здоровье обучающихся;

выявлении и учете детей социально незащищенных категорий (совместно с социальным
педагогом);


обеспечении охраны прав и социальной защиты всех категорий, обучающихся;

систематическом посещении неблагополучных семей в целях изучения, контроля,
коррекции ситуации и выработки совместно с родителями обучающихся единой стратегии и
тактики воспитательной работы (совместно с социальным педагогом);

систематическом наблюдении за поведением детей «группы риска» и состоящих на учете
в ПДН;

контроле соблюдения обучающимися класса «Правил внутреннего распорядка для
обучающихся» и «Положения о школьной форме и внешнем виде обучающегося»

ведении документации классного руководителя (Приложение 1)
3.3. Коммуникативная функция, выражающаяся в:

развитии и регулировании межличностных отношений между обучающимися, между
обучающимися и взрослыми;

оказании помощи каждому обучающемуся в адаптации к коллективу;

содействии созданию благоприятного климата в коллективе в целом и для каждого
отдельного ребенка;

оказании помощи обучающимся в установлении отношений с окружающими детьми,
социумом;

информировании обучающихся о действующих детских и молодежных общественных
организациях, и объединениях.
3.4. Контрольная функция, выражающаяся в:

контроле за успеваемостью каждого обучающегося;

контроле за посещаемостью учебных занятий обучающимися;

контроле за самочувствием обучающихся;

контроле за организацией питания обучающихся класса;

контроле соблюдения обучающимися класса «Правил внутреннего распорядка для
обучающихся» и «Положения о школьной форме и внешнем виде обучающегося»

контроле за состоянием закреплённого кабинета.
4.Обязанности и ответственность классного руководителя
Работа классного руководителя строится в соответствии с данной циклограммой:
4.1.Классный руководитель ежедневно:

отмечает отсутствующих на занятиях и опоздавших обучающихся, выясняет причины их
отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий
и непосещаемости учебных занятий;

организует и контролирует дежурство обучающихся;

организует различные формы индивидуальной работы с обучающимися, в том числе в
случае возникновения девиации в их поведении;

присутствует на всех мероприятиях, в которых принимают участие обучающиеся своего
класса;

присутствует на всех психолого-педагогических и организационных мероприятиях,
проводимых для родителей (законных представителей) своего класса.

контролирует соблюдение обучающимися класса «Правил внутреннего распорядка для
обучающихся» и «Положения о школьной форме и внешнем виде обучающегося»
4.2.Классный руководитель еженедельно:

проводит час классного руководителя (классный час) в соответствии с планом
воспитательной работы;

организует работу с родителями;


организует питание обучающихся в школьной столовой в соответствии с Положением об
организации горячего питания в МАОУ «СОШ №17»;

осуществляет мониторинг соблюдения обучающимися класса контрольно-пропускного
режима в школе;

обеспечивает взаимодействие учителей-предметников, работающих в классе;

анализирует состояние успеваемости в классе в целом и у отдельных обучающихся.
4.3. Классный руководитель ежемесячно:

посещает уроки в своем классе;

проводит консультации у психолога, соц.педагога и отдельных учителей-предметников;

решает хозяйственные вопросы в классе;

координирует работу Совета родителей класса;

координирует работу классного актива.
4.4. Классный руководитель каждую четверть:

оформляет и заполняет классный (электронный) журнал;

проводит анализ состояния учебников, учебных принадлежностей обучающихся класса;

участвует в работе методического объединения классных руководителей;

проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, состояния
успеваемости и уровня воспитанности обучающихся;

проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть;

проводит классное родительское собрание, обеспечивает наличие и ведение протоколов
родительских собраний и заседаний родительских комитетов в соответствии с установленными
требованиями;

представляет в учебную часть отчет об успеваемости обучающихся класса за четверть;

сдает по итогам четверти, полугодия и учебного года классный журнал на проверку на
предмет полноты и качества его ведения, заполнения в соответствии с установленными
требованиями.

4.5.Классный руководитель ежегодно:

оформляет личные дела обучающихся;

организует получение в библиотеке учебников на класс, распределяет и выдает их
обучающимся, отвечает за их сохранность, в срок до 30 мая сдает все учебники в библиотеку;

анализирует состояние воспитательной работы в классе (май) и уровень воспитанности
обучающихся в течение года (сентябрь, май);

составляет план воспитательной работы в классе (по полугодиям: сентябрь-декабрь,
январь-май);

собирает и представляет в администрацию школы статистическую отчетность об
обучающихся класса (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, трудоустройство
выпускников и пр.) – по запросу;
4.6.Классный час может проводится классным руководителем в произвольной
форме (в соответствии с планом работы в классе);
4.7.Количество воспитательных мероприятий в классе не должно быть менее двух в месяц.
4.8.Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть.
4.9.Классный руководитель обязан по требованию администрации школы подготовить и
своевременно предоставлять
отчеты по определенному вопросу, направлению работы с
классом.
4.10.Отчет о работе классного руководителя может быть заслушан на заседании методического
объединения классных руководителей, педагогическом или методическом советах, административном
совещании.

4.11.Классный руководитель обязан принимать активное участие в работе методического
объединения классных руководителей, повышать свой квалификационный уровень в сфере
педагогики и психологии.
5. Права классного руководителя
Классный руководитель вправе:
5.1. Регулярно получать информацию о физическом и психическом здоровье обучающихся;
5.2.Координировать работу учителей-предметников в классе;
5.3. По согласованию присутствовать на любых уроках или мероприятиях, проводимых в
классе;
5.4.Выносить на рассмотрение администрации школы, педагогического совета, органов школьного
самоуправления, родительского комитета предложения, инициативы как от имени классного
коллектива, так и от своего имени;
5.5.Получать своевременную методическую и организационно-педагогическую помощь от
руководства школ;
5.6.Самостоятельно планировать воспитательную работу с классным коллективом с учетом
основных принципов общешкольного планирования, разрабатывать индивидуальные программы
работы с детьми и их родителями (законными представителями), определять формы организации
деятельности классного коллектива и проведения классных мероприятий;
5.7.Приглашать в школу родителей (законных представителей) обучающихся по проблемам,
связанным с деятельностью классного руководителя, или другим вопросам;
5.8.Заслушивать и принимать участие в обсуждении отчетов о деятельности родительского
комитета класса;
5.9.По согласованию с администрацией школы обращаться в комиссию по делам
несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комиссию;
5.10.Осуществлять свободно-индивидуальный режим работы с детьми, исходя из конкретной
ситуации, вести опытно-экспериментальную работу по проблемам воспитания.
5.11.Участвовать в организации и проведении общешкольных мероприятий с обучающимися;
5.12. Классный руководитель имеет право на защиту собственной чести, достоинства и
профессиональной репутации в случае несогласия с оценками его деятельности со стороны
администрации школы, родителей, обучающихся, других педагогов, в т.ч в порядке обращения в
Комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
6. Критерии оценки эффективности деятельности классного руководителя
6.1.Критериальный аппарат оценивания деятельности классного руководителя разрабатывается
методическим объединением классных руководителей и утверждается Педагогическим советом
школы.
6.2.Эффективность осуществления функций классного руководителя оценивается на основании
двух групп критериев: результативности и деятельности.
6.3.Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в
своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их
гражданской зрелости).
6.4.Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного
руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с
педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе и другими
участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом
общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями)
обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию
обучающихся).

6.5.Эффективным можно считать труд классного руководителя, в результате которого в равной
степени достаточно высоки показатели по обеим группам критериев.
6.6. Слагаемыми эффективности работы классного руководителя являются положительная
динамика в:

состоянии психологического и физического здоровья обучающихся класса;

степени сформированности у обучающихся понимания значимости здорового образа
жизни;

уровне воспитанности учащихся;

проценте посещаемости учебных занятий и внеурочных мероприятий;

уровень сформированности классного коллектива;

проценте занятости обучающихся в различных формах внеурочной деятельности;

рейтинге активности классного коллектива и отдельных обучающихся в мероприятиях
различного уровня;

степени участия классного коллектива в работе органов ученического самоуправления.
6.7.Администрация школы включает в график внутришкольного контроля мероприятия по
изучению эффективности реализации функций классного руководителя.
7. Ответственность классного руководителя
7.1. Классный руководитель несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время
воспитательных мероприятий с классом;
7.2. Классный руководитель за неисполнение своих обязанностей несёт административную
ответственность и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством;
7.3. Классный руководитель несёт полную индивидуальную материальную ответственность за
причинённый ущерб (реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение
состояния указанного имущества) в соответствии со статёй 241 Трудового Кодека РФ.
7.4. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и
психическим насилием над личностью обучающегося, классный руководитель может быть
освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и
Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
7.5. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических
правил организации учебно-воспитательного процесса классный руководитель привлекается к
административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных
административным законодательством.
7.6. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с
исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет
материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и
гражданским законодательством.
Срок действия положения не ограничен. При изменении законодательства в акт вносятся
изменения в установленном порядке.

Приложение 1
к Положению о классном руководстве
Документация классного руководителя
1. План воспитательной работы класса на учебный год;
3. Социальный паспорт класса;
4. Личные дела обучающихся;
5. Протоколы родительских собраний;
6. Классный (электронный) журнал;
7. Дневник классного руководителя*
8. Планы-конспекты классных часов и внеклассных мероприятий;
9. Отчеты о работе классного руководителя за четверть (по предложенной форме);
10. Анализ работы классного руководителя за учебный год;
11. Журнал регистрации инструктажа обучающихся по мерам безопасности.

*Примерная структура Дневника классного руководителя
1. Сведения об обучающихся и их родителях.
2. Общественные поручения обучающихся, актив класса.
3. График дежурств по классу, школе.
4. Рейтинг участия обучающихся в классных, школьных делах, конкурсной деятельности.
5. Тематика классных часов.
6. Сведения о занятости обучающихся во внеурочное время.
7. Индивидуальные и общие карты занятости обучающихся во внеурочной деятельности.
8. Тематика родительских собраний
9. Учет посещаемости родительских собраний
10.Сведения о Совете родителей класса.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(301) 241-07-06

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».