Русский язык
1-4 классы
УМК «Перспектива»
Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина.- М.: Просвещение, 2014
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
- 1 класс Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Русский язык. 1класс. Учебник. М: Просвещение
- 2 класс Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 1класс. Учебник. М: Просвещение
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
- 1класс — 5 часов в неделю, 165 часов в год
- 2класс — 5 часов в неделю, 170 часов в год
ЦЕЛИ:
- социокультурная (коммуникативная) — формирование письменной речи, развитие монологической и диалогической речи, повышение общей речевой культуры учащихся и формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;
- познавательная: первоначальное знакомство детей с системой языка (всех его уровней); формирование на этой основе навыков грамотного, безошибочного письма; развитие логического (понятийного) и образного мышления учащихся, а также освоение приемов организации своей познавательной и учебной деятельности;
- воспитательная: развитие нравственно-этических представлений, формирование основ гражданской общности (идентичности) и мировоззрения, развитие эстетических чувств, чувства любви к своей Родине и отечественному языку; уважение, доброжелательность и миролюбивое отношение к другим людям.
ЗАДАЧИ:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Формирование основ российской гражданской общности (идентичности), чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
- Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Принятие и освоение социальной роли ученика (обучающегося), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
- Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
- Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач. - Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами обучения. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
- Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и в духе сотрудничества.
- Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Понимание обучающимися того, что язык — основное средство человеческого общения и взаимопонимания и представляет собой явление национальной культуры; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- Первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции.
- Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
- Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение.
- Использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
СОДЕРЖАНИЕ:
1 класс
- Пропись «Рисуй, думай, рассказывай» — 25 ч
- Пропись «Мой алфавит» — 75 ч
- Пропись «Пишу красиво» — 15 ч
- РУССКИЙ ЯЗЫК. 1 КЛАСС УМК «Перспектива» — 50ч
2 класс
- Мир общения – 20 ч
- Звуки и буквы. Слог. Ударение – 65 ч
- Слово и его значение – 20 ч
- Состав слова- 15 ч
- Части речи – 32 ч
- Предложение. Текст – 12 ч
- Повторение изученного за год – 6 ч
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
- Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень интерпретируется как исполнение ребенком требований Стандарта и, соответственно, как безусловный учебный успех ребёнка. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
- Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием.
- Совокупность контрольных работ должна демонстрировать нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий и результатов обучения.
- Формы контроля:
- Индивидуальный и фронтальный опрос.
- Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам.
- Работа в паре, в группе.
- Контрольное работы.
- Срезовые работы.
- Проверочные работы
УМК «Школа России»
Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина и др.- М.: Просвещение, 2014.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
- 1 класс -Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др.Азбука. 1 класс. В 2-х частях. Издательство: Просвещение
- 1 класс — Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык.– М.: Просвещение
- 2 класс — Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык.– М.: Просвещение
- 3 класс — Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык.– М.: Просвещение
- 4 класс — Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык.– М.: Просвещение
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
- 1 класс — 5 часов в неделю, 165 часов в год.
- 2 класс — 5 часов в неделю, 170 часов в год.
- 3 класс — 5 часов в неделю, 170 часов в год.
- 4 класс — 5 часов в неделю, 170 часов в год.
ЦЕЛИ:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
ЗАДАЧИ:
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.
- Развитие коммуникативных умений.
- Развитие нравственных и эстетических чувств.
- Развитие способностей к творческой деятельности
Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувства других людей и сопереживания им. - Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации.
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в соместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
- Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
- Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
- Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
СОДЕРЖАНИЕ:
1 класс
- Добукварный период (подготовительный) – 17 часов
- Букварный период (основной) – 78 часов
- Послебукварный период (заключительный) – 20 часов
- Наша речь – 2 часа
- Текст, предложение, диалог – 3 часа
- Слова, слова, слова – 4 часа
- Слово и слог. Ударение. – 6 часов
- Звуки и буквы. – 34 часа
- Повторение – 1 час
2 класс
- Наша речь – 4 часа
- Текст – 5 часов
- Предложение – 12 часов
- Слова, слова, слова… — 20 часов
- Звуки и буквы – 35 часов
- Правописание буквосочетаний с шипящими звуками – 28 часа
- Части речи – 45 часов
- Повторение — 21 час
3 класс
- Язык и речь – 2 часа
- Текст. Предложение. Словосочетание – 14 часов
- Слово в языке и речи – 19 часов
- Состав слова – 16 часов
- Правописание частей слова – 29 часов
- Части речи – 76 часов
- Повторение – 14 часов
4 класс
- Наша речь и наш язык – 2 часа
- Текст – 3 часа
- Предложение – 5 часов
- Словосочетание – 2 часа
- Однородные члены предложения – 4 часа
- Лексическое значение слова – 4 часа
- Состав слова – 11 часов
- Части речи – 7 часов
- Изменение по падежам имён существительных — 6 часов
- Три склонения имён существительных – 9 часов
- Склонение и правописание окончаний имён существительных в единственном числе – 19 часов
- Склонение и правописание окончаний имён существительных во множественном числе – 9 часов
- Повторение сведений об имени прилагательном как части речи – 4 часа
- Склонение имён прилагательных – 2 часа
- Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных – 25 часов
- Местоимение – 8 часов
- Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи – 3 часа
- Неопределённая форма глагола – 4 часа
- Спряжение глаголов – 5 часов
- I и II спряжение глаголов – 3 часа
- Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени – 7 часов
- Правописание возвратных глаголов – 3 часа
- Правописание глаголов в прошедшем времени – 3 часа
- Обобщение по теме «Глагол» — 4 часа
- Повторение – 14 часов
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
- Формами текущего контроля являются контрольное списывание, контрольный диктант, изложение, словарный диктант, творческая работа (проект).
- Итоговый контроль предполагается проводить в виде предметной и межпредметной (комплексной) проверочной работы. Предметная проверочная работа должна включать разноуровневые задачи на ведущие предметные и метапредметные способы/средства действия. Особое внимание в такой проверочной работе будет уделено контролю освоения умений контролировать и оценивать свою и чужую работу, использовать знаково-символические средства для представления информации. Комплексная проверочная работа также контролирует освоение базовых предметных и отдельных универсальных способов действия, прежде всего навыков чтения, умения работать с текстом, схемами, понимать и выполнять инструкции. Предполагается использование портфолио ученика.
- Для оценки достижения планируемых результатов в портфолио включаются следующие материалы:
- Выборка детских работ – формальных и творческих, – выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы (как ее общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования). Работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. По русскому языку – диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т.п..
- Систематизированные материалы текущей оценки, проводимой учителем начальных классов (в качестве «учителя-предметника» и классного руководителя), других учителей-предметников, школьного психолога, организатора воспитательной работы:
- оценочные листы, материалы и листы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями;
- результаты специальных испытаний (при необходимости).
- Материалы стартовой диагностики при поступлении в школу и на начало изучения отдельных тем.
- Результаты и материалы тематических проверочных работ.
- Материалы итогового контроля.
- Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
- Программы предполагают организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
- Для текущего контроля и коррекции хода обучения будут использоваться тестовые методики проверки знаний, умений и навыков, специально разработанные разноуровневые задания, результаты которых будут фиксироваться в специальных оценочных листах.
- Все контрольно-оценочные процедуры предусматривают приоритет самооценки учащегося.
5 — 9 классы
Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, Программы по русскому языку 5-9 классы / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Г. А. Богданова.- М.: Дрофа
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Русский язык в 2ч. 5 класс. М.: Просвещение
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Русский язык в 2ч. 6 класс. М.: Просвещение
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Русский язык в 2ч. 7 класс. М.: Просвещение
- Тростенцова Л.А. Ладыженская Т.А. Русский язык 8 класс. М.: Просвещение
- Тростенцова Л.А. Ладыженская Т.А. Русский язык 9 класс. М.: Просвещение
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
- 5 класс — 5 часов в неделю, 170 часов в год
- 6 класс — 6 часов в неделю, 204 часа в год
- 7 класс — 4 часа в неделю, 136 часов в год
- 8 класс — 3 часа в неделю, 102 часа в год
- 9 класс — 2 часа в неделю, 68 часов в год
ЦЕЛИ:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
ЗАДАЧИ:
- приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
- овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
- формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
- освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой;
Программы обеспечивают достижение выпускниками основной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
- Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
- Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации).
Владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров. - Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
- Овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
- Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме).
- Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения.
- Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
- Представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества.
- Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом.
- Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально- смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи.
- Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
- Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения.
- Проведение различных видов анализа слова (фонетичский, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.
СОДЕРЖАНИЕ:
5 класс
- О языке и речи — 5 ч
- Фонетика. Графика — 3 ч
- Текст – 4 ч
- Письмо. Орфография — 12 ч
- Слово и его строение — 2 ч
- Слово как часть речи. Морфология — 7 ч
- Фонетика. Орфоэпия – 7 ч
- Лексика. Словообразование. Орфография — 20 ч
- Стили речи — 7 ч
- Синтаксис и пунктуация (вводный курс) — 23 ч
- Типы речи – 4 ч
- Строение текста – 5 ч
- Части речи (обзор) – 1 ч
- Глагол — 19 ч
- Строение текста (продолжение) – 5 ч
- Имя существительное — 15 часов
- Строение текста (продолжение) – 14 ч
- Имя прилагательное – 12 ч
- Повторение — 5 ч
6 класс
- Введение. О языке — 1 ч
- Закрепление и углубление изученного в 5 классе — Речь. Грамматика. Правописание — 24 ч
- Части речи, их грамматические признаки, словообразование, правописание и употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов — 67 ч
- Морфология. Орфография -105 ч
- Повторение и обобщение изученного в 5-6 классах – 7 ч
7 класс
- О языке — 1 ч
- Повторение изученного в 5–6 классах – 14 ч
- Орфография и пунктуация (повторение и углубление) – 29 ч
- Морфология. Орфография. Наречие – 40 ч
- Служебные части речи – 33 ч
- Междометие и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи — 6 ч
- Речь – 8 ч
- Повторение изученного в конце года – 5 ч
8 класс
- О языке — 1 ч
- Орфография и морфология (на основе изученного изученного в 5-7 классах) — 8 ч
- Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса – 5 ч
- Синтаксис простого предложения. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения – 19 ч
- Односоставные предложения – 14 ч
- Неполные предложения – 4 ч
- Простое осложнённое предложение. Предложения с однородными членами предложения – 17
- Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями и предложениями), междометиями – 10 ч
- Предложения с обособленными членами – 13 ч
- Прямая и косвенная речь – 4 ч
- Итоговое повторение и обобщение изученного за курс 8 класса – 7 ч
9 класс
- Введение. Русский язык – национальный язык русского народа – 1 ч
- Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах – 10 ч
- Синтаксис сложного предложения. Пунктуация – 2 ч
- Сложносочиненное предложение – 4 ч
- Сложноподчиненное предложение – 22 ч
- Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными – 5 ч
- Бессоюзное сложное предложение – 9 ч
- Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи – 7 ч
- Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе – 8 ч
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Предусмотрены разнообразные виды (вводный, текущий, промежуточный, тематический, итоговый) и формы контроля:
- диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий (с дополнительным заданием), контрольный, морфемный);
- тест;
- комплексный анализ текста;
- устные рассказы по плану на лингвистические темы;
- сочинения небольшого объёма по началу, по опорным словам.
10-11 класс
Программы разработаны на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, Программы общеобразовательных организаций. Сборник 10-11 классы. Русский язык. А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова, Н.А.Николина. – М. Просвещение.
(Программа для средней школы (базовый уровень) подготовлена Н. А. Николиной к учебнику Грекова В. Ф., Крючкова С. Е., Чешко Л. А. Русский язык. 10—11 классы.)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык (базовый уровень). 10-11 класс. М.: Просвещение
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
- 10 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год
- 11 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год
ЦЕЛИ:
- осмысление русского (родного) языка как национально-культурного достояния русского народа, как средства основного общения; понимание ценности и значимости совершенного владения родным языком для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;
- расширение знаний об устройстве языковой системы; закрепление орфографических и пунктуационных навыков учащихся на базе повторения лексики, словообразования и грамматики, осознания принципов русской орфографии и пунктуации и систематизации их правил; углубление представлений старшеклассников о стилях современного русского литературного языка, о стилистических возможностях языковых средств разных уровней;
- овладение основными орфоэпическими, лексическими, словообразовательными и грамматическими нормами литературного языка и развитие способности применять приобретенные знания, умения и навыки на практике (в учебной деятельности, в общении в разных коммуникативных ситуациях);
- овладение универсальными учебными действиями (информационная переработка текста, извлечение необходимой информации из словарей разных типов и справочников, преобразование полученной информации, редактирование текста).
ЗАДАЧИ:
- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе;
- овладение способами познавательной деятельности, информационно-коммуникативной и рефлексивной;
- освоение коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Программы обеспечивают достижение выпускниками средней школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Понимание русского языка как одной из величайших духовных и национально-культурных ценностей народа.
- Воспитание любви к русскому языку, гордости за него; осознание потребности сохранять чистоту и поддерживать нормы литературного языка.
- Расширение словарного запаса; овладение лексической и грамматической синонимией для успешного и эффективного речевого общения в разных коммуникативных ситуациях.
- Способность к продуцированию текстов разных жанров.
- Стремление к постоянному совершенствованию собственной речи, развитие эстетического вкуса.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- умение извлекать информацию из разных источников, пользоваться словарями разных типов, справочной литературой;
- способность преобразовать полученную в процессе чтения информацию;
- адекватное понимание темы текста, соотношения текста и подтекста, определение коммуникативной установки и основной мысли прочитанного речевого произведения;
говорение и письмо:
- умение создавать тексты (устные и письменные) разных жанров с учетом их целевой установки, предполагаемого адресата и характера общения;
- умение свертывать и преобразовывать прослушанный или прочитанный текст (план, аннотация, конспект и т. д.);
- владение нормами правильной письменной речи; умение оценивать как свою, так и чужую речь, редактировать текст и исправлять в нем грамматические, стилистические и речевые ошибки;
- умение выступать с докладами и рефератами, участвовать в дискуссиях и обсуждениях различных тем.
- использование полученных знаний, умений и навыков на занятиях по другим предметам (истории, литературе, обществоведению и др.), а также в повседневном общении.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Расширение представлений о роли русского языка в современном мире, его основных функциях, взаимосвязи языка и культуры, языка и общества.
- Углубление знаний об основных уровнях и единицах языка, о социальной стратификации языка (литературный язык, диалекты, просторечие, жаргоны).
- Закрепление базовых понятий современной лингвистики: язык и речь, функциональный стиль, функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение), текст и его признаки, основные единицы языка, языковая норма.
- Овладение орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, грамматическими, орфографическими и пунктуационными нормами русского литературного языка и использование их в речевой практике; систематизация орфографических и пунктуационных правил.
- Овладение основными стилистическими ресурсами русского языка и углубление представлений о выразительных возможностях фонетических, лексических и грамматических средств.
- Умение проводить различные виды языкового анализа (фонетический, лексический, морфемный и словообразовательный анализ слова, морфологический анализ разных частей речи, синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложений, анализ текста).
- Осознание эстетической функции языка; понимание роли языковых средств разных уровней в создании образной системы художественного текста.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения русского языка обучающийся должен
знать/понимать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
СОДЕРЖАНИЕ
10 класс
- Общие сведения о языке – 3 ч
- Лексика и фразеология – 6 ч
- Орфоэпия – 2 ч
- Морфемика, словообразование, орфография – 20 ч
- Морфология и орфография – 37 ч
11 класс
- Общие сведения о языке. Стили и типы речи – 8 ч
- Синтаксис и пунктуация. Углубление изученного в 5-10 классах — 60 ч
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Формы контроля:
- индивидуальный,
- групповой,
- фронтальный.
Виды контроля:
- предварительный,
- текущий,
- тематический,
- итоговый.
Формы контроля:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста на основе исходного, что представляет собой задание С1 Единого государственного экзамена;
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- письмо под диктовку;
- комментирование орфограмм и пунктограмм.